Главная |Вход/Выход     Добро пожаловать, Гость













Главная » 2012 » Апрель » 30 » Интервью с А.И. Копытиным: о фототерапии от первого лица
15:53
Интервью с А.И. Копытиным: о фототерапии от первого лица



Сегодня мы публикуем интервью с А.И. Копытиным - президентом Арт-терапевтической ассоциации, кандидатом медицинских наук и одним из самых замечательных специалистов по арт- и фототерапии в России.

А.И. Копытин - автор и редактор многих книг по фототерапии:
  • "Использование фотографии в психологической практике"
  • "Руководство по фототерапии",
  • "Техники фототерапии" и др.







-Александр Иванович, здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста, расскажите немного о себе.

- Ну что же, здравствуйте! Я являюсь одним из представителей Российской арт-терапии - направление, которое использует искусство с целью развития человеческого потенциала, лечения. Одно из мест моей работы - это Академия Постдипломного Педагогического Образования, где существует как программа профессиональной переподготовки по арт-терапии, так и более пролонгированная программа. Занимаюсь пропагандой, внедрением арт-терапии, преподаю, практикую. Арт-терапия, конечно, включает на сегодняшний день разные направления, формы, одной из них является фототерапия, с которой я также связан. Это одна из областей моих профессиональных интересов.

- И какое место занимает именно фототерапия в кругу ваших научных интересов?

- Фототерапия привлекла моё внимание несколько лет назад. Практикуя и развивая арт-терапию, я обратил внимание на то, что этот подход, основанный в частности или всецело на использовании изобразительного искусства, он относительно редко допускает использование фотографии. Хотя её возможности чрезвычайно широки, как мне показалось. Зарубежные специалисты по арт-терапии, как я заметил, больше опираются на традиционные средства: графика, живопись, пластика. А фотография занимает очень мало места. И мне показалось, что это не совсем справедливо, поскольку многие современные люди активно используют фотографию, особенно молодежь. И, соответственно, занимаясь арт-терапией, они, наверно, могли выражать себя посредством тех форм и инструментов, которые они уже освоили, а одним из них, конечно же, является фотография. Я попытался восполнить этот дефицит, расширить присутствие фотографии в профессиональной деятельности. Стал исследовать это, собирать информацию и, обобщая её, готовить методические руководства, также формируя свои собственные подходы, которые используют различные техники работы с фотографией.

- И в чём же преимущество именно фототерапии, в чем её основные характерные способности. Чем она привлекает вас?
- Надо сразу прояснить содержание этого термина – фототерапия. Есть такой известный эксперт, один из пионеров фототерапии, Джуди Вайзер. Она живёт в Ванкувере, в Канаде, создала центр фототерапии, где находится очень много ценных документов, отражающих историю развития фототерапии. У нее есть также такая фундаментальная работа, которая называется «Техники Фототерапии». Она многократно переиздавалась, к сожалению, не выходила пока что на русском языке. Данный автор рассматривает фототерапию, как терапевтический приём, который использует фотографию в разных её вариантах, но в процессе психотерапевтической работы специалиста и психологического консультирования. При этом она отличает фототерапию от так называемой терапевтической фотографии. Это также форма работы с фотографией, которая рассматривается нами как процесс самолечения, саморазвития, когда человек занимаясь фотосъемкой, или просто рассматривая фотографии, формируя из них альбомы, может узнавать из них о себе что-то новое, выражать свои чувства, представления, показывая фотографии своим близким, общаясь посредством фотографии и т.д.

Фототерапия – это инструмент или форма терапевтической работы, которая осуществляется специалистом исходя из определённой концепции расстройства, на основе поставленного диагноза или оценки состояния. Это целенаправленный процесс, который преследует определённые цели: развивающие, коррекционные, лечебные, реабилитационные. Хотя, возможно, в нашей беседе будут затрагиваться и другие аспекты с работы фотографией, те, которые относятся к терапевтической фотографии: саморазвитию, самогармонизации, самовыражению творческому, включающими и определенные аспекты самолечения, но без посредничества специалиста.

- Т.е. в фототерапии непосредственно важно участие специалиста?
- Да, это организуемый и направляемый процесс специалистом.

- А какова роль специалиста в терапевтическом фотографировании?
- Она может быть минимизирована. Например, когда специалист знает, что клиент занимается фотографией, он может поддерживать и даже активизировать эти занятия, рассматривая в них значительный потенциал личностного роста, но он не принимает непосредственного участия в обсуждении фотоматериала клиента, не использует фотоматериал клиента, как основание оценки его состояния или осуществления коррекционных мероприятий. Он как бы отпускает этот процесс, доверяя тому, что он может дать свои плоды, даже без активной включённости специалиста. Но терапевтическая фотография может включать мягкое стимулирование. Иногда, это процесс, который не предполагает никакого участия специалиста.

- Какие методы фототерапии, терапевтического фотографирования сейчас у нас в стране и за рубежом наиболее популярны? Какие методы могут быть эффективны для самопомощи?
- Если говорить о фототерапии, то её техники и формы работы классифицируются исходя из разных критериев. Вот одна из классификаций предлагается Джуди Вайзер. Она, в частности, выделяет следующие группы техник фототерапии:

- фотопортретные техники,
- фотоавтопортретные техники,
- работа с семейными альбомами или другими совокупностями снимков, которые могут быть представлены как фотографиями, создаваемыми самим клиентом, близкими людьми, это также могут быть фотографии, скачанные из интернета, взятые из разных источников, но которые по каким-то причинам человеку понравились, затронули его, и он формирует из них альбомы, подборки.
- работа с отдельными фотографиями, так называемыми ассоциативными фотографиями или целыми группами.

Такие фотографии, как правило, создаются специалистом иногда это готовые комплекты, уже отработанные в различных ситуациях. Они предоставляются клиенту как основа для самовыражения. В России более активное применение пока находят различные варианты фотопортрета. В частности мои коллеги разработали некоторые авторские техники, исследуют их терапевтически-развивающий потенциал, защищено несколько дипломных работ и даже пишутся кандидатские диссертации. Видимо, это отвечает ментальности россиян, в частности особенно близко и полезно может быть в использовании с определёнными возрастными группами и категориями людей. С женщинами, в частности, поскольку для них очень важно, как их воспринимают окружающие, соответствие определённым эталонам: внутренним или внешним, также составляет значимую сферу.

- А в каких случаях, с какими категориями людей, техники фототерапии, терапевтического фотографирования наиболее эффективны, в каких случаях они помогают?
- Надо сказать, что фотография, которая лежит в основе фототерапии, терапевтической фотографии, представляет собой универсальный язык, с помощью которого современный человек выражает себя и общается. И соответственно, это тот я зык, который может быть использован людьми, имеющими разные возможности, разный опыт. Длительное время считалось, что использование фотографии требует определённых навыков. Если вспомнить про отцов, дедов, то они, используя зеркальные камеры, постигали искусство фотографии. Требовалось определённое знание, для того, чтобы пользоваться таким инструментом. Современный же человек пользуется наряду с такими профессиональными аппаратами, требующими какого-то владения, так называемыми мыльницами, цифровыми аппаратами, доступными для массового пользователя.

Так что, это позволяет говорить, что искусство фотографии, как форма самовыражения на простом бытовом уровне и так же как одна из форм терапевтической работы может быть доступна для людей с ограниченными возможностями, детям.

Можно признать, что терапевтическая фотография, фототерапия может применяться как с дошкольниками, подростками, молодежью, взрослыми, пожилым населением, в том числе и людьми, у которых имеются ограниченные возможности здоровья: патологии физической, психической сфер.

Когда для человека может составлять сложность создание рисунка в силу нарушения координации движения и т.д. Фотография же, в этом смысле может быть более доступна и проста.

- Фотография, получается, снимает тот барьер у человека, когда специалист просит его что-нибудь нарисовать, а он говорит: я не умею. Или почему-то, по какой-то причине не может.
- Да, конечно, здесь творческий процесс осуществляется человеком с использованием определенного инструмента, который расширяет го возможности. Тоже самое можно сказать о компьютере: компьютерная графика, современные технологии, цифровые технологии внедряются в процесс арт-терапии. Они дают новые способы выражения людям с ограниченными возможностями, возможно, так же, сомневающимся в своём творческом потенциале, неуверенным, робким.

- Но тут возникает другой барьер. Когда человек, которому специалист предлагает какую-то технику, например фотопортретную, говорит: а я не фотогеничен, я не умею фотографироваться, я плохо получаюсь на фотографиях. Как вот с этим барьером можно разобраться?

- Да, несомненно. Хотя я заявил о том, что фотография является универсальным языком, с помощью которой люди могут выражать свои чувства, представления, общаться друг с другом, даже не говоря ни слова, просто показывая фотоснимок он, иногда, может сказать больше чем сотни и тысячи слов. Но при этом я, конечно, осознаю, что использование данного инструмента в терапевтическом контексте может иногда создавать психологические сложности для клиента. Это касается техники фотопортрета и фотоавтопортрета, предъявления себя в процессе фотосъемки может быть связано с повышенной нагрузкой или психологической сложностью из-за страха демонстрировать себя перед фотокамерой, поскольку это акцентирует внимание на некоторых особенностях: экспрессии, состояния, внешности человека. Тревожные, неуверенные в себе люди, которые считают, что они не красивые, не фотогеничные, могут при этом испытывать сложности. Но есть ряд техник, которые могут помочь вовлечь человека в создание фотопортретов, фотоавтопортретов, в частности это может быть фотографирование себя, но не целиком, а отдельных частей тела. Это может быть фотоавтопортрет, где человек делает съемку своих рук. Такие части тела, как руки очень много могут сказать о человеке, фактически передают особенности его эмоциональной экспрессии, отношение его к миру и многие другие особенности его внутреннего мира. Можно переносить фокус внимания на внешние объекты, включая при этом ситуации, но все, же несколько снимая нагрузку с его физического облика. Это может быть фотографирование какой-то ситуации, которую человек создает своими руками, визуально-пластическая среда, которая может рассматриваться также, как аналог портрета.

- А такие более продвинутые фотопортретные техники, как создание образов для клиента или совместно с клиентом. Что Вы можете сказать о них?
- Да, создание фотопортрета и фотоавтопортрета рассматривается в профессиональной литературе, терапевтической литературе, как одна из важнейших техник, которая позволяет исследовать Я - концепцию человека, т.е. его отношение к себе. Также позволяет изменять это отношение, позволяет человеку осознавать особенности восприятия его окружающими. Соответственно это такая форма работы, которая может стать ключевой в определенных терапевтических ситуациях, которые связаны с нарушением самовосприятия, с рассогласованием между внутренним представление человека о себе и тем образом, который формируется в глазах окружающих. Вот на этой основе может быть достигнута коррекция самоотношения, развитие, повышение самооценки и решение других задач. В частности это могут быть проблемы самоидентификации, понимание человеком своих характеристик (внутренних и внешних), которые связаны с его половой принадлежностью, культурной, профессиональной, его социальными ролями и т.д. Фотография даёт массу возможностей для работы с проблемами самоидентификации. Надо сказать, что это одна из ключевых проблем вообще современного человека. Поскольку внешняя среда, культурная, окружение стремительно меняется и люди могут переживать в связи с этим очень сложный процесс поиска себя в этом изменившемся мире, и фотография может быть способом самоидентификации, выстраивания нового образа «Я».

- А какие рекомендации Вы могли бы дать тем, кто только начинает изучение техник фототерапии, терапевтического фотографирования, для тех, кто этим интересуется. С чего можно начать? Что можно сделать для самопомощи?
- В некоторых случаях может быть полезным обращение к собственному опыту общения с фотографией. Это общение могло протекать в разных формах. Но я не сомневаюсь в том, что любой человек или большинство современных людей в определённый момент своей жизни сталкиваются с фотографией, она привлекала их, исходя из разных соображений они могли заниматься ей. Например, подростки, во многих случаях испытывают интерес к фотографии, она становится для них способом самовыражения, самопознания, и обращаясь к этим моментам свой истории, анализируя то, что вам дала фотография, Вы можете понять её терапевтически-развивающий материал.

Полагаю, что к пониманию терапевтической развивающей роли фотографии в современном мире может способствовать знакомство с работами известных фотохудожников. В частности, их биографических обстоятельств. Помимо художественно-творческой составляющей, которая тесно связана с коммерческой (рейтинг, продаваемость), есть ещё биографическая или личностная. Иногда художники, движимые глубокими неосознаваемыми интересами, могут находить для себя определённый инструмент самовыражения.

Вот я знаю, что такая мастер современной фотографии, как Синди Шерман, использовала своё творчество в качестве инструмента исследования сложных личных переживаний, связанных с отношениями с окружающими. Наверное, можно привести немало примеров, того, как фотохудожник работает с личной проблематикой через этот метод, но, находя пути решения этих проблем, он подсказывает и другим людям¸ которые становятся свидетелями его фоторабот, подсказывает им определённые способы самовыражения, это может быть так называемая социальная фотография, жанровая фотография, через которую мы можем понять и осмыслить свой внутренний мир, свои проблемы. Это может также вдохновлять людей, на то, что можно более систематически использовать фотографию в качестве инструмента такого рода самопознания, затрагивающего их внутренний процесс: переживания, идеи.

Помимо художественной, эстетической, коммерческой стороны, есть еще и сторона психологическая, личностная, которая может быть исследована с целью освоения методов фототерапии. Я полагаю, что они могут быть освоены и значительной группой специалистов помогающих профессий. Речь идёт в первую очередь о психотерапевтах, психологах. Хотя полагаю, что и педагоги, социальные работники, представители творческих профессий могут многое для себя открыть, благодаря знакомству с этим феноменом.

- Спасибо большое, очень интересное интервью получилось. Ваши замечания, которые касаются именно методов самопомощи и изучений работ и биографий фотохудожников, мне показались очень интересными. Я надеюсь, что это интервью поможет людям побольше узнать о фототерапии, и, может быть, сделать ее одним из своих интересов.
- В добавление, хотел бы упомянуть, как создавались некоторые техники фототерапии. Мне кажется, что техники фототерапии появлялись на основе личного опыта, а не каких-то терапевтических или психологических концепций.

Ярким примером того является известный сейчас в значительном кругу специалистов метод Спектрокарты известной финской фотохудожницы и психотерапевта Уллы Халкола. В сложный для себя жизненный момент, она больше времени отдавала фотосъемке природных объектов, для того, чтобы снять внутреннее напряжение, и она заметила, что это ей действительно помогает. Более того, когда она стала созданные ею фотографии периодически показывать своим клиентам, то заметила, что это помогает им выражать себя, описывать свои переживания, и это подтолкнуло её к созданию инструмента, который можно отнести к разновидности ассоциативных карт. Она стала более осознанно использовать созданные фотографии, иногда размещать на стене кабинета, и это стало работать.

Другим примером техники фототерапии, родившейся на основе личного творческого опыта специалиста, могут являться карты известного канадского фототерапевта, психотерапевта, аналитика Джоэля Уолкера. Он также сначала занимался художественной фотосъемкой, сначала не воспринимая это как часть своей терапевтической работы. Он фотографировал людей, выставлялся. Его выставки были организованы в разных городах. И он обратил внимание, на то, что посетители его выставок особенно живо реагируют на фотографии. Он стал брать у них интервью, интересоваться, какие именно переживания, фантазии они испытывают, посещая такие выставки. И это убедило его в том, что его фотографии являются мощным раскрывающим фактором. На основе некоторых из них он создал свой комплект ассоциативных фотографий, которые также сейчас довольно активно применяются.

Полагаю, что фототерапия на сегодняшний день и терапевтическая фотография являются преимущественно эмпирическим методом, т.е. рождённым из живого опыта общения, бытия человека, в отличие от терапевтических подходов, которые изначально скорее формируются на основе определённой концепции терапевтической.

Наверное, такая эмпирическая основа фототерапии делает работу с техниками фототерапии более живой, непосредственной, апеллирующей к чувствам участника.

- Т.е. фактически у фототерапевтов, специалиста по фототерапии большая степень свободы в работе?
- Несомненно! И я бы отметил, что фототерапия, как следует из приведённых мной примеров, вырастает из личного, живого опыта самого терапевта. Таким образом, его профессиональная часть органически оказывается соединённой с его личностной, проблемами, в том числе, человеческими, которые он пытался в определённый момент решать, используя этот инструмент фотографии. Это показывает, что современная психотерапия, психология, идут вслед за эмпирикой, за живым опытом повседневности. Хотя есть и другие примеры, когда терапевтический метод создается исходя из системы представлений.

- Да, это интересно, действительно. Спасибо.


Интервью взяла Ирина Боревич


Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte и т.д. (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Я буду вам очень благодарна! Спасибо!


Прикрепления:
Просмотров: 3236 | Добавил: irina_lacoto
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Ирина Лакото © 2009-2012
E-mail: support@tvoriprosto.ru